В.П.Петров
О методике поиска кардинальных причин
кризиса и гибели
Советского Союза
Очень
специальная и узкая это тема, и, наверное, не следовало бы о ней писать, если
бы не многолетние безуспешные усилия многих исследователей, пытающихся отыскать
означенные причины. Да и очень многие рядовые граждане задаются главными
вопросами нашего общества: в чем причины трагедии СССР? как избежать повторения
случившегося? Потому и представляется полезным высказаться по методике решения
указанных вопросов.
Существует
стандартная методика научного исследования, которой почему-то не пользуются
многочисленные исследователи причин кризиса и гибели Советского Союза, даже
наоборот, всячески ее нарушают. (Во многом в результате этого результат
указанных исследований весьма плачевен.) Она тривиальна, в основном страхует от
ошибок и содержит всего несколько пунктов, которые постараюсь изложить
применительно к нашему случаю.
Первое.
Необходимо по возможности сокращать, локализовать область поисков, поделив
объект исследования на сектора, или отсеяв заведомо некорректные версии.
Применительно к нашему случаю это означает, в первую очередь, исключить из
рассмотрения все внешние воздействия на советское общество, т.е. внешние
"возмущения" системы, поскольку последняя была ОБЯЗАНА их
НЕЙТРАЛИЗОВАТЬ. В качестве факторов трагедии СССР следует рассматривать те
ВНУТРЕННИЕ причины, которые не позволили нейтрализовать внешние
"возмущения". Поясню на исторических фактах. Скажем, французы не
должны рассматривать в качестве причин поражения 1812 г. русские морозы и
хитрость Кутузова, поскольку это объективная характеристика другой стороны,
которую они должны были учитывать. С их стороны причины в том, что Наполеон не
учел данную объективность и некоторые другие компоненты русского сопротивления.
Точно также неправильно немцам ссылаться на морозы в битве под Москвой, для их
войск это были "возмущения". Действительная причина их поражения
внутренняя: они не ожидали затяжной войны, а потому не имели зимнего
обмундирования и горючего соответствующего качества. Подчеркнем еще раз, что в
нашем случае внешние воздействия: экономическое, военное и т.д. есть реальность
(данность), и с нашей стороны на эту реальность ссылаться некорректно, а
следует искать, в силу каких причин она не была должным образом учтена.
Объявлять причиной краха СССР заговоры империалистов, сионистов, мирового
правительства и т.п., ссылаясь при этом на план Даллеса, протоколы сионских
мудрецов и т.д. (что широко распространено на бытовом уровне и у части
исследователей типа Т.М.Хабаровой), просто и удобно, но неправильно.
В свете
сказанного совершенно неприемлем "системный подход", когда процесс
исследуется со всех сторон: социальной, политической, экономической и т.д. в
стремлении получить на основе этих данных синтезированный, обобщенный фактор.
Это ошибочная методика, ибо при таком обилии данных умозаключение сделать
затруднительно. "Системный подход" полезен при анализе следствий,
которые возникают в результате случившегося или предполагаемого события, но не
для нашего случая выявления общей причины многих известных следствий.
Второе.
Внимание должно акцентироваться не на отдельном факторе, а на
причинно-следственной цепочке. Это увеличивает достоверность исследования и
позволяет выявить то звено причинно-следственной цепочки, воздействием на
которое наиболее удобно влиять на "выход" цепочки, т.е. на
исследуемое явление. Например, взяв за исходную точку кризиса конкретную
непосредственную причину - предательство руководства (что вообще-то правильно),
необходимо пойти дальше, выяснить, почему стало возможно такое, т.е. найти следующее
звено - звено бесконтрольности руководства. Затем найти, от чего возникает
бесконтрольность, т.е. выявить звено слабости обратной связи (что и приводит к
бесконтрольности). И так далее. Ясно, что в рассматриваемой причинно-следственной
цепочке в качестве кардинальной причины кризиса выступает слабость обратной
связи в политической системе, так как обратную связь легко усилить
организационно, соответствующим образом модернизировав систему управления обществом.
В нашем случае данным пунктом методики пренебрегают ВСЕ исследователи. В
результате отсутствует возможность проследить, как причинно-следственные
цепочки разных конкретных факторов сливаются в единый "ствол", корень
которого и обозначает кардинальную причину трагедии СССР, т.е. многочисленные
исследователи не могут найти точки соприкосновения своих версий. Потому до сих
пор они ни о чем не могут договориться.
Поскольку
причинно-следственная цепочка зачастую переходит из одной области знаний в другую
(скажем, из экономики в социологию, сферу управления и т.д.), от исследователя
требуются надлежащие знания в областях всех звеньев цепочки (возможна
кооперация нескольких исследователей узкой специализации). При этом необходимо
использовать современные знания и представления. Пренебрежение этим положением
приводит к маловразумительным упражнениям дилетантского характера, когда
содержание подменяется терминологическим набором типа "мутантный
социализм", "сетевое управление", "самоуправление" ,
рассуждениями о демократии, гражданском обществе и т.п. (касается
А.В.Бузгалина, отчасти А.А.Пригарина, В.К.Дяченко).
Третье.
Каждый этап исследования должен быть обоснован логически и подтвержден
экспериментальными материалами. Например, если движущей силой контрреволюции в
СССР объявляется партхозноменклатура с ее желанием присвоить общественную
собственность (М.Г.Рахимбердиев, частично В.А.Ацюковский, В.М.Уралов,
В.С.Уваров), то необходимо представить ее социологический портрет с
подтверждением такого желания в подавляющей массе партхозноменклатуры, а не
ссылаться на отдельных ее представителей. Ведь есть представители и
противоположного поведения.
Четвертое.
Исследование может считаться законченным только в том случае, когда получено
четкое представление о механизме действия выявленных причин и дано
экспериментальное подтверждение работы механизма. В нашем случае механизм
должен объяснять отличие кризиса от гибели СССР, ибо это события разные: кризис
мог быть, а гибели могло и не быть.
Перечисленные
пункты стандартной методики могут использоваться не только исследователями, но
будут полезны читателям при оценке предлагаемых версий трагедии СССР, а также
при отборе докладов на научную конференцию по данной теме, буде какая-либо из
компартий решится организовать таковую.