«Разрешите представиться, Маяковский!»



Ко дню рождения поэта

Владимир Маяковский родился 19 июля 1893 года в грузинском селе Багдады в семье лесничего. Начальное образование получает в Кутаисской гимназии. В 1906 году из-за смерти отца и наступившего безденежья вместе с матерью и сестрами переезжает в Москву. В Москве юный Маяковский втягива­ется в революционное движение, активно участвует в работе под­польных кружков и распростране­нии нелегальной литературы, в 1908 году становится членом Рос­сийской социал-демократической партии, подвергается аресту. Годо­вое пребывание в Бутырской тюрь­ме становится отправной точкой для начала поэтической деятель­ности здесь написана целая тет­радка стихов. После тюрьмы, в 1911 году в Училище живописи, ваяния и зодчества, Маяковский зна­комится с Давидом Бурлюком. со­здателем и активным апологетом футуризма. Именно Бурлюк внуша­ет поэту веру в себя и создает ему поэтический имидж в кругах сто­личной богемы.

Ранний Маяковский - это край­ний экспрессионизм в поэзии. Ве­ликолепие словесного дара, неповторимый взгляд на мир, яркое расцвечивание поэтических обра­зов, принципиальная ломка пре­жних художественных форм, ко все­му этому - поза бунтаря, не приз­нающего буржуазной действитель­ности, поза богоборца и сверхче­ловека, - такова дореволюцион­ная лирика поэта. Не забывает молодой поэт и о социальной ре­волюции. В поэме 1915 года «Об­лако в штанах» он предвещает «В терновом венце революций грядет шестнадцатый год». Впрочем, в ранних вариантах поэмы, по сви­детельству современников, конкретный год был пропущен, Маяков­ский указал его позже и специаль­но неточно, уже после конкретных октябрьских событий.

Как бы то ни было, революция 1917 года Маяковским, получив­шим к тому широкое признание, принимается безоговорочно и с энтузиазмом.

Довольно жить законом,

данным Адамом и Евой.

 Клячу истории загоним. Левой!

Левой!

Левой!

«Наш марш», «Ода револю­ции», «Левый марш», произведе­ния ставшие классикой революци­онной поэзии, выходят в свет именно в 1917-18 году.

В период Гражданской войны поэт работает в Окнах РОСТА: ри­сует плакаты, сочиняет лозунги на злобу дня. 1920-е годы - годы пе­рехода поэтического дара Маяков­ского в иное качество. Перед нами уже не стихийный бунтарь, а про­фессионал, серьезно и вдумчиво служащий революции. Стихов пи­шется много, и они отличаются от ранней экспрессионистической лирики. Поэзия все более приоб­ретает публицистический пафос и отвечает запросам социальной современности.

В Лермонтове, например,

чтоб далеко не идти,

смысла

не больше,

чем огурцов в акации.

Целые хоры

небесных светил,

и ни слова

об электрификации.

1920-е годы для Маяковского - это также годы экспериментов с жанрами. Большие лиро-эпичес­кие полотна «150 000 000», «Вла­димир Ильич Ленин», «Хорошо!», пьесы, киносценарии, рекламные лозунги, автобиографическая про­за - вот далеко не весь список того, над чем активно трудится поэт. Тру­дится и проводит в жизнь много­численные выступления по горо­дам СССР, шквал публикаций в центральной прессе заслуженно делают Маяковского кумиром мно­гомиллионной рабоче-крестьянс­кой аудитории. Его знают, его лю­бят, его встречают бурными апло­дисментами.

Однако 14 апреля 1930-го года Маяковский безоговорочно сводит счеты с жизнью. Почему поэт застрелился? Трудно дать на этот воп­рос сколь-либо исчерпывающий ответ. Если исходить не из конкрет­ной биографии Маяковского, а по­смотреть исторически, очевидно, что смерть поэта была закономер­на: эпоха 1930-х годов затребова­ла иной тип общественно-полити­ческого и поэтического бытия: Маяковский не успевал соответ­ствовать запросам стремительно меняющегося времени.

Впрочем, Маяковский, умерев физически, как поэт только выиг­рал.  В годы советской действитель­ности он по праву занимал вакан­сию первого поэта, создателя и классика советской поэзии. А из сегодняшнего дня видно, что Мая­ковский, несмотря на злободнев­ность его творчества, один из круп­нейших русских поэтов XX века. Благодарные потомки по-прежне­му чтят имя и дело Маяковского.

Подлубнова Ю.

Hosted by uCoz