«Разрешите представиться, Маяковский!»
Ко дню рождения поэта
Владимир Маяковский родился 19 июля 1893 года в грузинском селе Багдады в семье лесничего. Начальное образование получает в Кутаисской гимназии. В 1906 году из-за смерти отца и наступившего безденежья вместе с матерью и сестрами переезжает в Москву. В Москве юный Маяковский втягивается в революционное движение, активно участвует в работе подпольных кружков и распространении нелегальной литературы, в 1908 году становится членом Российской социал-демократической партии, подвергается аресту. Годовое пребывание в Бутырской тюрьме становится отправной точкой для начала поэтической деятельности здесь написана целая тетрадка стихов. После тюрьмы, в 1911 году в Училище живописи, ваяния и зодчества, Маяковский знакомится с Давидом Бурлюком. создателем и активным апологетом футуризма. Именно Бурлюк внушает поэту веру в себя и создает ему поэтический имидж в кругах столичной богемы.
Ранний Маяковский - это крайний экспрессионизм в поэзии. Великолепие словесного дара, неповторимый взгляд на мир, яркое расцвечивание поэтических образов, принципиальная ломка прежних художественных форм, ко всему этому - поза бунтаря, не признающего буржуазной действительности, поза богоборца и сверхчеловека, - такова дореволюционная лирика поэта. Не забывает молодой поэт и о социальной революции. В поэме 1915 года «Облако в штанах» он предвещает «В терновом венце революций грядет шестнадцатый год». Впрочем, в ранних вариантах поэмы, по свидетельству современников, конкретный год был пропущен, Маяковский указал его позже и специально неточно, уже после конкретных октябрьских событий.
Как бы то ни было, революция 1917 года Маяковским, получившим к тому широкое признание, принимается безоговорочно и с энтузиазмом.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним. Левой!
Левой!
Левой!
«Наш марш», «Ода революции», «Левый марш», произведения ставшие классикой революционной поэзии, выходят в свет именно в 1917-18 году.
В период Гражданской войны поэт работает в Окнах РОСТА: рисует плакаты, сочиняет лозунги на злобу дня. 1920-е годы - годы перехода поэтического дара Маяковского в иное качество. Перед нами уже не стихийный бунтарь, а профессионал, серьезно и вдумчиво служащий революции. Стихов пишется много, и они отличаются от ранней экспрессионистической лирики. Поэзия все более приобретает публицистический пафос и отвечает запросам социальной современности.
В Лермонтове, например,
чтоб далеко не идти,
смысла
не больше,
чем огурцов в акации.
Целые хоры
небесных светил,
и ни слова
об электрификации.
1920-е годы для Маяковского - это также годы экспериментов с жанрами. Большие лиро-эпические полотна «150 000 000», «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!», пьесы, киносценарии, рекламные лозунги, автобиографическая проза - вот далеко не весь список того, над чем активно трудится поэт. Трудится и проводит в жизнь многочисленные выступления по городам СССР, шквал публикаций в центральной прессе заслуженно делают Маяковского кумиром многомиллионной рабоче-крестьянской аудитории. Его знают, его любят, его встречают бурными аплодисментами.
Однако 14 апреля 1930-го года Маяковский безоговорочно сводит счеты с жизнью. Почему поэт застрелился? Трудно дать на этот вопрос сколь-либо исчерпывающий ответ. Если исходить не из конкретной биографии Маяковского, а посмотреть исторически, очевидно, что смерть поэта была закономерна: эпоха 1930-х годов затребовала иной тип общественно-политического и поэтического бытия: Маяковский не успевал соответствовать запросам стремительно меняющегося времени.
Впрочем, Маяковский, умерев физически, как поэт только выиграл. В годы советской действительности он по праву занимал вакансию первого поэта, создателя и классика советской поэзии. А из сегодняшнего дня видно, что Маяковский, несмотря на злободневность его творчества, один из крупнейших русских поэтов XX века. Благодарные потомки по-прежнему чтят имя и дело Маяковского.
Подлубнова Ю.